Фрагмент для ознакомления
2
называют постструктуралистом и постмодернистом, хотя сам он себя таковым не считал. Его мысли оказали влияние на ученых, особенно на тех, кто занимается исследованиями коммуникации, антропологией, психологией, социологией, криминологией, культурологией, теорией литературы, феминизмом, марксизмом и критической теорией.
Критический подход Мишеля Фуко к пониманию власти стал очень влиятельным в изучении глобальной политики, особенно в работе ученых-исследователей международных отношений и является актуальным до сих пор применительно к практике международной коммуникации.
Особое значение имеют представления Фуко о биовласти, биополитике и технологии власти. Для Фуко биовласть — это технология власти для управления людьми в больших группах. Отличительным качеством этой политической технологии является то, что она позволяет контролировать все население.
Степень разработанности теории М. Фуко очень большая, что демонстрирует использование множества источников и литературы.
Объект исследования - теория биовласти М. Фуко.
Предмет исследования – биовласть в теории М. Фуко.
Цель исследования – рассмотрение теории биовласти Мишеля Фуко, изучение ее особенностей и актуальности в применении на современном этапе.
Понятие биовласти или биополитики является одним из самых обсуждаемых и актуальных в современном поле гуманитарных наук. Введенное в философский контекст М. Фуко в 1970-е гг., сегодня оно рассматривается в качестве своеобразного ключа к nomos'y (с греч. закону, порядку) современности.
Теория биовласти М. Фуко
Мишель Фуко (15 октября 1926 года, Пуатье, Франция - 25 июня 1984 года, Париж), французский философ и историк, один из самых влиятельных и противоречивых ученых периода после Второй мировой войны.
Основными произведениями Мишеля Фуко были следующе: “История безумия в классическую эпоху” (1961) и “Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы” (1975), “Рождение клиники: Археология врачебного взгляда” (1963), “Слова и вещи” (1966), “Археология знания” (1969), “История сексуальности” (1976—1984), “Воля к знанию”, том I (1976), “Использование удовольствий”, том II (1984), “Забота о себе”, том III (1984).
Идеи М. Фуко проливают свет на то, как разные формы власти и соответствующие им механизмы пересекаются в общественной жизни. При этом он выделяет старые формы власти (суверенная, пастырская, дисциплинарная) и более новую, называемую биовластью, а также конкретные механизмы и техники для ее осуществления.
Предмет данной работы биовласть — это технология власти, связанная с глобальной массой как биологической, политической и научной проблемой, связанной с властными отношениями. Это совокупность институтов, процедур, анализов, размышлений, расчетов и тактик.
Таким образом, биоэнергетика работает как зонтичная концепция, поскольку она включает в себя технологии власти для управления и контроля населения с целью максимального увеличения его возможностей. Биополитика более эмпирически ориентирована, поскольку она фокусируется
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Фуко Мишель - Рождение биополитики, Издательский дом: Наука, 2010.
2. Faubion, James "Michel Foucault, French philosopher and historian". Encyclopædia Britannica.
3. Foucault, M. The history of sexuality. Volume I: An introduction. New York: Pantheon Books, 1978.
4. Foucault, M. The subject and power. In H. Dreyfus & P. Rabinow (Eds.), Beyond structuralism and hermeneutics, Chicago: University of Chicago Press, 1982, pp. 208–264.
5. Foucault, M. Discipline and punish: The birth of the prison. New York: Vintage Books, 1995.
6. Foucault, M. Society must be defended: Lectures at the Collège De France, 1975–1976. New York: Picador, 2003.
7. Foucault, M. Security, territory, population: Lectures at the Collège De France, 1977–1978. Basingstoke, U.K.: Macmillan, 2007.
8. Foucault, M. The birth of biopolitics: Lectures at the Collège De France, 1978–79. New York: Macmillan, 2008.
9. Foucault, Michel. Internet Encyclopedia of Philosophy. https://iep.utm.edu/foucault/
10. Foucault, Michel, Ignacio Ramonet, Daniel Mermet, Jorge Majfud, and Federico Kukso. 2018.
11. Spike, P. How is the world organized economically? In J. Edkins & M. Zehfuss (Eds.), Global politics: A new introduction (pp. 363–384). New York: Routledge, 2014.
12. Thomas, O. Foucaultian dispositifs as methodology: The case of anonymous exclusions by unique identification in India. International Political Sociology, 8(2), 2014, pp. 164–181.